Директор МИАЦ представил доклад участникам Международного конгресса «Информационные технологии в медицине»

Роберт Акназаров директор БУ «Медицинский информационно-аналитический центр» (МИАЦ) начал свой доклад с описания проблем, которые пришлось решать в ходе создания региональной медицинской информационной системы.

- В нашем регионе рынок медицинских информационных систем восококонкурентный, - рассказывает Роберт Камилевич, - так исторически сложилось, что на этом рынке присутствуют сразу несколько разработчиков локальных МИС. Продукты этих участников можно с полной уверенностью назвать успешными и востребованными на сегодняшний день не только в Югре, но и далеко за пределами региона.

Более того, функционал этих информационных систем практически удовлетворяет потребности медицинских организаций Югры, а, следовательно, об отказе использования этих систем в пользу какого-либо единого продукта речи идти не может. Однако, такая ситуация ставит перед руководством отрасли серьезную задачу по унификации требований к данным, выгружаемым из медицинских информационных систем.

Решая проблему создания единого информационного пространства для обмена данными между медицинскими организациями и создания регионального сегмента ЕГИСЗ, Депздравом Югры совместно с МИАЦ в 2015 году было принято решение о создании Интеграционной шины здравоохранения. Таким образом, еще до формирования методических рекомендаций Минздрава РФ по функционалу РМИС, в Югре была сформирована единая платформа для реализации большинства из них.

- Если посмотреть на вышедшие в этом году методические рекомендации, можно увидеть, что большинство из них частично или в полном объеме на сегодняшний день реализованы с помощью нашей интеграционной шины. Кроме того, оставшиеся требования мы также предполагаем выполнить в ближайшие два года используя за основу механизмы интеграционной шины, - пояснил в своем докладе директор МИАЦ, - необходимо отметить, что создание интеграционной шины – это не только разработка какого-то информационного продукта, если взглянуть шире, это реализация организационного подхода к управлению информатизацией здравоохранения региона.

Таким образом шина – это не только набор сервисов обмена данными, но и целый набор нормативных документов, регламентов и средств диагностики, мониторинга и управления. При разработке самого программного решения интеграционной шины, в основу его была заложена возможность масштабирования для дальнейшего развития.

Весь набор сервисов обмена информацией подключен к единому хранилищу данных и единой системе управления НСИ для унификации состава получаемых данных в целях их дальнейшего структурирования и обработки. Такой подход позволяет использовать в целях аналитики и мониторинга не только собственный аналитический блок шины, но и подключать любые региональные информационные системы, используя те же сервисы обмена данными, что и локальные МИС.

В своем докладе, директор МИАЦ рассказал еще об одном существенном преимуществе такого подхода: возможности отказаться от тяжеловесных централизованных облачных решений, разделяя разработку региональных информационных систем на отдельные блоки и после подключая к ним локальные МИС. При таком подходе нивелируется фактор используемых каналов связи, что немаловажно для Югры с большим числом удаленных территорий. А самый большой плюс – это наличие у региона исключительных прав на региональные информационные системы и сервисы обмена данными. На сегодняшний день у МИАЦ Югры исключительные права на более чем десять региональных информационных систем и региональных мобильных приложений.

Работоспособность такого количества сервисов инфообмена, а также взаимодействие их со всеми медицинскими организациями региона стало еще одной существенной задачей для МИАЦ, как администратора интеграционной шины. Для решения была разработана система диагностики и мониторинга информационного обмена, которая позволяет на сегодняшний день отслеживать активность в разрезе медицинских организаций и наборов данных за любой временной промежуток. На начальном этапе такой механизм дает достаточно информации для внедрения механизмов информационного обмена, однако в дальнейшем мы уже видим необходимость контроля за полнотой и актуальностью передаваемой информации.

- Решение этой задачи мы видим в реализации системы перекрестных логических контролей между различными наборами данных, а также автоматической сверки этих данных с внешними информационными сервисами, например, информационными системами ТФОМС, - пояснил руководитель медицинской организации, - Должен сказать, что такое количеством модификаций и разработок существенно затрудняет возможность управления и контроля за их выполнением. Решая эту проблему мы в МИАЦ используем проектный подход для организации работы над большинством информационных систем. Естественно и это направление мы постарались автоматизировать, для чего внедрили информационную систему управления проектами.

В этом году МИАЦ столкнулся с еще одной типовой проблемой – необходимостью контроля версий уже существующих модифицируемых систем, а также проверке исходных кодов внедряемых продуктов. С этой целью на мощностях организации был развернут Репозиторий МИАЦ, использующий единые правила для всех разработчиков по сохранению, структурированию и компиляции разрабатываемых программных продуктов. Пока репозиторий находится в тестовом режиме, однако уже виден эффект от использования такого механизма контроля за счет прозрачного механизма тестирования модификаций на стендах и последующего запуска их в продуктивное использование.

- Решая проблему отсутствия централизованного подхода в информатизации на местах, мы постарались превратить ее в преимущество, используя высокую конкуренции на этом рынке и управляя процессом. На сегодняшний день МИАЦ в Югре выступает в роли представителя Депздрава, как основного заказчика, осуществляет роль менеджера проектов и главного архитектора региональной медицинской информационной системы, а также остается владельцем авторских прав на большинство продуктов регионального уровня, - пояснил директор.

Эффективное управление развитием информатизации в регионе посредством унификации требований к разработчикам, реализации единой архитектуры на региональном уровне и налаженной системы проектного управления; действенные механизмы контроля  уровня развития информатизации в медицинских организациях за счет контроля полноты и достоверности данных, передаваемых в региональные системы; независимость от поставщиков при планировании развития и модификаций информационных систем; механизмы оптимизации качества и стоимости большинства услуг за счет высокой конкуренции на рынке.

 

ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ
Заказать обратный звонок Оставьте ваши конакты, и наш менеджер свяжется в Вами в ближайшее время